ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Святитель Филарет (Дроздов)
Введение
О Символе веры
О молитве Господней
О десяти заповедях Божиих
Заповеди блаженства
О промысле Божием
О неосуждении ближнего
О прощении ближнего
О любви к ближнему
Общее правило обращения с ближними
О силе молитвы
О милостыне
О необходимости добрых дел
Вопрос. Какое учение самое нужное для всякого человека?
Ответ. Учение христианское.
Вопрос. Почему оно нужно?
Ответ. Потому, что ведет к Богу, к вечному спасению, или, иначе сказать, к вечному блаженству.
Вопрос. Как можно приблизиться к Богу?
Ответ. Мыслями, желаниями, делами.
Вопрос. Кто приближается к Богу мыслями?
Ответ. Тот, кто правильно верует в Него.
Вопрос. Кто приближается к Богу желаниями?
Ответ. Тот, кто молится Ему.
Вопрос. Кто приближается к Богу делами?
Ответ. Тот, кто поступает по воле Божией и по закону Божию.
Вопрос. Как удобнее научиться правильно веровать?
Ответ. Посредством (с помощью) Символа веры.
Вопрос. Как научиться молиться?
Ответ. Посредством (с помощью) молитвы Господней.
Вопрос. Как научиться поступать по воле Божией и по закону Божию?
Ответ. Посредством (с помощью) десяти заповедей Божиих.
Вопрос. Как разделяется Символ веры?
Ответ. На двенадцать членов.
Вопрос. Как читается первый член Символа веры?
Ответ. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Вопрос. Какое учение веры заключается в этом члене?
Ответ. В нем заключается следующее учение:
1) Бог есть един.
2) Будучи един по существу, Он есть Троичен в Лицах.
3) Первое Лице Пресвятой Троицы есть Бог Отец.
4) Этот Триединый Бог сотворил небо и землю, все видимое и невидимое.
5) Бог всё содержит в своей власти и всем управляет.
Вопрос. Как читается второй член Символа веры?
Ответ. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Вопрос. Какое учение веры заключается в этом члене?
Ответ. В нем заключается следующее учение:
1) Второе Лице Святой Троицы есть Сын Божий, Иисус Христос.
2) Иисус Христос есть един только Сын Божий, и нет другого Сына Божия такого, как Он.
3) Сын Божий рожден от Бога Отца прежде всех веков и времен и потому так же вечен, как Бог Отец.
4) Иисус Христос есть истинный Бог, рожденный от истинного Бога, и есть со Отцом единого существа (или – одной природы).
5) Сын Божий не сотворен, а Им сотворено все.
Вопрос. Как читается третий член Символа веры?
Ответ. Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Вопрос. Какое в этих словах учение о Сыне Божием?
Ответ. В них содержится следующее учение:
1) Сын Божий сошел с небес, принял на Себя естество человеческое, то есть душу и тело человеческое, сделался человеком, не переставая быть Богом, и явился на земле, где и наречен Иисусом Христом.
2) Иисус Христос родился на земли от Пресвятой Девы Марии, Которая зачала Его наитием Святаго Духа и всегда пребывает Девою.
3) Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти человеков от греха, в котором они родятся и живут, и от смерти, на которую осуждены, начиная от первого человека Адама.
Вопрос. Как читается четвертый член Символа веры?
Ответ. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Вопрос. Какое здесь учение о Иисусе Христе Сыне Божием?
Ответ. Здесь представляется следующее учение:
1) Иисус Христос распят на кресте, претерпев многие и тяжкие страдания, умер и погребен.
2) Все это претерпел Он не за Себя, поскольку Он ни в чем не виновен и совершенно безгрешен, но за нас, то есть Он претерпел все наказания за все человеческие грехи и самую смерть, чтобы избавить нас от греха и смерти.
Вопрос. Как читается пятый член Символа веры?
Ответ. И воскресшаго в третий день по Писанием.
Вопрос. Какое здесь учение о Иисусе Христе?
Ответ. Иисус Христос в третий день по смерти Своей воскрес из гроба, как об этом написано в Библии, в Ветхом завете, в книгах Пророческих.
Вопрос. Как читается шестой член Символа веры?
Ответ. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
Вопрос. Какое здесь учение о Иисусе Христе?
Ответ. Иисус Христос на сороковой день после Своего воскресения из мертвых, вознесся с телом на небо и восседает одесную (то есть – с правой стороны от) Бога Отца, будучи равен Ему в могуществе и славе.
Вопрос. Как читается седьмой член Символа веры?
Ответ. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Вопрос. Какое здесь учение о Иисусе Христе?
Ответ. Иисус Христос снова придёт с небес во славе для того, чтобы судить всех человеков, живых и мертвых, которые для того все воскреснут.
Вопрос. Как читается восьмой член Символа веры?
Ответ. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Вопрос. Какое учение веры содержится в сем члене?
Ответ. В нем содержится учение о Святом Духе и есть следующее:
1) Дух Святой есть третье Лице Пресвятой Троицы.
2) Дух Святой исходит от Бога Отца.
3) Дух Святой вместе с Богом Отцем и Богом Сыном дает жизнь творениям, особенно духовную жизнь человекам.
4) Духу Святому подобает, или приличествует одинаковое со Отцем и Сыном поклонение и прославление, как истинному Господу и Богу.
5) Когда пророки и Апостолы возвещали волю Божию человекам или когда писали Священные книги, тогда они говорили по вдохновению Духа Святого.
Вопрос. Как читается девятый член Символа веры?
Ответ. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Вопрос. Какое здесь учение?
Ответ. Истинная христианская Церковь едина, Святая, Соборная, или вселенская, Апостольская, то есть от Апостолов непрерывно и неизменно продолжающаяся и до скончания мира продолжаться имеющая; потому должно почитать ее, повиноваться ей и беречься раскола, то есть отделения от единой Православной Церкви.
Вопрос. Как читается десятый член Символа веры?
Ответ. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Вопрос. Какое учение содержится в сем члене?
Ответ. В нем содержится учение о таинстве Святаго Крещения и поставляется в обязанность всякому верующему креститься единожды.
Вопрос. Почему Крещение называется Таинством?
Ответ. Потому, что в нем тайно действует благодать Божия.
Вопрос. Кроме Крещения есть ли еще другие Таинства?
Ответ. Всех Таинств семь:
1) Крещение.
2) Миропомазание.
3) Причащение.
4) Покаяние.
5) Священство.
6) Брак.
7) Елеосвящение (Соборование).
Вопрос. В чем состоит Крещение?
Ответ. В том, что верующий погружается троекратно в воде, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Вопрос. Для чего крестится человек?
Ответ. Для того, чтобы таинственно (то есть – тайным действием благодати Божией) омыться (то есть – очиститься) от грехов и получить благодатную жизнь.
Вопрос. В чем состоит Миропомазание?
Ответ. В том, что крещеный помазуется святым миром, с произношением таинственных слов: Печать дара Духа Святаго.
Вопрос. В чем состоит Причащение?
Ответ. В том, что верующий под видом хлеба причащается самого Тела Христова и под видом вина самой Крови Христовой.
Вопрос. Какую пользу получает причащающийся?
Ответ. Он соединяется со Христом и в Нем становится причастным жизни вечной.
Вопрос. В чем состоит Покаяние?
Ответ. В том, что согрешивший после Крещения исповедуется в грехах своих пред священником и через него получает прощение от Самого Иисуса Христа.
Вопрос. В чем состоит Священство?
Ответ. В том, что через архиерейское рукоположение дается избранному власть совершать Таинства.
Вопрос. В чем состоит Таинство брака?
Ответ. В том, что по свободному согласию жениха и невесты союз их благословляется в Церкви, во образ Христа с Церковью.
Вопрос. В чем состоит Елеосвящение (Соборование)?
Ответ. В том, что больной помазуется освящённым елеем (маслом) и на него священниками призывается исцеляющая благодать Божия.
Вопрос. Как читается одиннадцатый член Символа веры?
Ответ. Чаю воскресения мертвых.
Вопрос. Какое здесь учение?
Ответ. Все умершие человеки, в определенное судьбами Божиими время, воскреснут с телами, которые уже будут нетленны и неразрушимы.
Вопрос. Как читается двенадцатый член Символа веры?
Ответ. И жизни будущаго века.
Вопрос. Какое здесь учение?
Ответ. После того, как все люди воскреснут, и над ними состоится Суд Христов, наступит вечная жизнь, в которой верующие и окончившие земную жизнь в покаянии и добродетели получат вечное блаженство в Раю, а нераскаянные грешники подвержены будут вечному мучению в аду.
О молитве Господней
Вопрос. Как можно разделить молитву Господню?
Ответ. На призывание, семь прошений и славословие.
Вопрос. Как читается призывание?
Ответ. Отче наш, Иже еси на небесех.
Вопрос. Для чего Иисус Христос повелел нам призывать Бога под именем Отца?
Ответ. Для того, чтобы мы стояли перед Богом в молитве не только со страхом, как рабы перед Господом, но и с любовью и надеждой, как дети перед отцом.
Вопрос. Как читается первое прошение молитвы Господней?
Ответ. Да святится имя Твое.
Вопрос. В этом прошении чего мы просим от Бога?
Ответ. Просим Его помощи на то, чтобы нам с благоговением содержать святое имя Его в уме и произносить устами, а также, чтобы святыми делами и жизнью способствовать к распространению славы Его между человеками.
Вопрос. Как читается второе прошение молитвы Господней?
Ответ. Да приидет Царствие Твое.
Вопрос. В этом прошении чего мы просим от Бога?
Ответ. Просим помощи Божией, чтоб не царствовал в нас грех, но чтобы Дух Божий управлял нами ко благу и блаженству.
Вопрос. Как читается третье прошение молитвы Господней?
Ответ. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Вопрос. В этом прошении чего мы просим от Бога?
Ответ. В этом прошении мы приносим свою волю в жертву Богу и просим, чтобы Он творил с нами, что Ему угодно, по Его премудрости; также, чтобы и прочие человеки охотно повиновались Его воле на земле, подобно как совершенно повинуются ей Ангелы на небесах.
Вопрос. Как читается четвертое прошение молитвы Господней?
Ответ. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
Вопрос. В этом прошении чего мы просим от Бога?
Ответ. Просим, чтобы Бог, по благому Своему промыслу, даровал нам то, что нам необходимо, чтобы существовать или жить, а именно – пищу, одежду, жилище; просим же этого на нынешний день, без дальней заботы о будущем, потому что такая забота была бы противна надежде на Бога.
Вопрос. Как читается пятое прошение молитвы Господней?
Ответ. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Вопрос. В этом прошении чего мы просим от Бога?
Ответ. Просим, чтобы Бог простил нам грехи наши, подобно тому, как и мы прощаем тех, которые согрешили против нас или обидели нас.
Вопрос. Но что будет, если мы не простим других?
Ответ. В таком случае сами мы не можем ожидать прощения от Бога; и потому непременно надо прощать обиды и стараться быть в мире со всеми.
Вопрос. Как читается шестое прошение молитвы Господней?
Ответ. И не введи нас во искушение.
Вопрос. В этом прошении чего мы просим от Бога?
Ответ. Просим, чтобы Бог не попустил диаволу как-нибудь прельстить нас и ввести нас в грех.
Вопрос. Как читается седьмое прошение молитвы Господней?
Ответ. Но избави нас от лукаваго.
Вопрос. В этом прошении чего мы просим от Бога?
Ответ. Просим, чтобы Бог избавил нас от всякого зла и бедствия.
Вопрос. Как читается славословие молитвы Господней?
Ответ. Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки. Аминь.
Вопрос. Для чего оно прибавляется к молитве?
Ответ. Для того, чтобы молящийся не только просил себе милостей от Бога всемогущего и всем управляющего, но приносил Ему славу, принадлежащую Ему по справедливости.
Вопрос. Что за слово – Аминь?
Ответ. Слово священное, подтвердительное. Оно значит: истинно, или да будет.
О десяти заповедях Божиих
Вопрос. Какая первая заповедь закона Божия?
Ответ. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Вопрос. Что повелевает Бог этой заповедью?
Ответ. Этой заповедью Бог повелевает нам:
1) Умом нашим познавать Его.
2) Сердцем нашим веровать в Него, надеяться на Него и любить Его.
3) Устами нашими исповедовать и прославлять Его.
4) Всем существом нашим поклоняться Ему и всеми силами благоговейно служить Ему.
5) Кроме же единого истинного Бога никаких мнимых богов не признавать и не почитать и принадлежащей единому Богу чести тварям не воздавать.
Вопрос. Как должно рассуждать о почитании святых Ангелов и святых человеков?
Ответ. Их должно почитать не так, как почитаем Бога, но как служителей Божиих, которые могут приносить молитвы наши к Богу и нам подавать благодать Его, почему и помощи просить должно через них у Бога.
Вопрос. Какая вторая заповедь Божия?
Ответ. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Вопрос. Что запрещает Бог этой заповедью?
Ответ. Запрещает поклоняться идолам.
Вопрос. Что такое идол?
Ответ. Вещественное изображение какой-нибудь твари, или какого-нибудь вымышленного божества, которому поклоняются вместо истинного Бога.
Вопрос. Как мы должны рассуждать о почитании икон?
Ответ. Иконы, то есть изображения истинного Бога во плоти и святых Его, употреблять должно для благоговейного воспоминания дел Божьих и святых Его, и молиться пред ними должно Богу и святым Его. Впрочем, это правильное и святое икон почитание может обращено быть в порок идолослужения, когда кто к святым иконам все свое почтение привязывает и на их вещество надеется, не вознося ума и сердца к тому, что эти иконы изображают.
Вопрос. Какая третья заповедь Божья?
Ответ. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Вопрос. Что запрещает Бог этой заповедью?
Ответ. Запрещает употреблять имя Божие напрасно.
Вопрос. Когда же можно употреблять имя Божие?
Ответ. Можно употреблять имя Божие в молитве, в учении о Боге, в клятвах и присягах по требованию начальства, и то со страхом и благоговением.
Вопрос. А в обыкновенных разговорах божиться позволительно ли?
Ответ. Нет. Это противно третьей заповеди Божией.
Вопрос. Какая четвертая заповедь Божия?
Ответ. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
Вопрос. Что повелевает Бог этой заповедью?
Ответ. Шесть дней в неделе трудиться и делать дела, к каким кто призван, а седьмой день посвящать Богу, то есть особенно употреблять на молитву, на поучение о Боге и на богоугодные дела.
Вопрос. Почему Богу должно посвящать седьмой день?
Ответ. Потому, что Бог сотворил мир в шесть дней, а в седьмой день почил от всех дел своих.
Вопрос. Какой именно из семи дней должно праздновать?
Ответ. В древние времена праздновали субботу, а со времени Воскресения Христова христианская Церковь празднует день воскресный Богу.
Вопрос. Нет ли еще дней, которые должно посвящать Богу?
Ответ. Есть:
1) Праздники Господни.
2) Праздники Пресвятой Богородицы.
3) Праздники святых.
4) Дни постные, которые освящать должно приличным воздержанием по установлению Церкви.
Вопрос. Какая пятая заповедь Божия?
Ответ. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Вопрос. Что повелевает Бог этой заповедью?
Ответ. Повелевает почитать родителей и повиноваться им.
Вопрос. Одних ли родителей почитать должно?
Ответ. По сей же заповеди почитать должно и тех, которые в разных отношениях заступают для нас место родителей, а именно:
1) Государя, как Отца целого народа и Государства.
2) Пастырей и учителей Духовных.
3) Старших возрастом.
4) Воспитателей и благодетелей.
5) Начальников и господ.
Вопрос. Какая шестая заповедь?
Ответ. Не убивай.
Вопрос. Что запрещает Бог этой заповедью?
Ответ. Запрещает отнимать у людей жизнь насилием или хитростью и всяким образом нарушать безопасность и спокойствие ближнего; и потому этой заповедью запрещаются также ссоры, гнев, ненависть, зависть, жестокость.
Вопрос. Какая седьмая заповедь Божия?
Ответ. Не прелюбодействуй.
Вопрос. Что запрещает Бог этой заповедью?
Ответ. Прелюбодейство, или всякую беспорядочную и нечистую плотскую любовь, а также и все, что может возбуждать беззаконную любовь, как то: пьянство, нескромные и бесстыдные слова и телодвижения, чтение соблазнительных книг, пение и слушание соблазнительных песен, смотрение на соблазнительные изображения и зрелища.
Вопрос. Какая восьмая заповедь Божия?
Ответ. Не кради.
Вопрос. Что запрещает Бог этой заповедью?
Ответ. Запрещает присваивать чужую вещь насильно или хитростию.
Вопрос. Какая девятая заповедь Божия?
Ответ. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Вопрос. Что запрещает Бог этой заповедью?
Ответ. Запрещает ложно свидетельствовать против кого-нибудь в суде или кроме суда кого-нибудь оклеветывать, бесчестить и злословить в лицо или заочно и в каком бы то ни было случае, лгать или обманывать.
Вопрос. Какая десятая заповедь Божия?
Ответ. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Вопрос. Что запрещает Бог этой заповедью?
Ответ. Запрещает не только делать плохое, злое, но и желать плохого, злого, и думать о плохом, злом, чтобы от плохих, злых мыслей и желаний не дойти до плохих, злых дел.
Вопрос. Как должно сохранять себя от плохих, злых дел, желаний и помышлений?
Ответ. Должно всегда помнить, что Святой, Правосудный и Всемогущий Бог непрестанно нас видит, и потому при мысли о грехе должно говорить с Иосифом, сыном Израилевым: Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? (Быт.39:9)
Заповеди блаженства
Однажды, видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окружённый учениками, взошёл на гору и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви. Эта проповедь Господа нашего Иисуса Христа называется Нагорной. Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам путь – дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будет исполнять Его наставления и заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей, Вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.
Первая заповедь.
БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ПОТОМУ ЧТО ДАНО ИМ БУДЕТ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.
Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основная христианская добродетель, потому что она есть основание любви. Она противоположна гордости а от гордости произошло всё зло в мире.
Вторая заповедь
БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ (о грехах своих), ПОТОМУ ЧТО ОНИ УТЕШАТСЯ.
Плачущие – люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.
Третья заповедь
БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ НАСЛЕДУЮТ (получат во владение) ЗЕМЛЮ.
Кроткие – люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.
Четвертая заповедь
БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ (желающие правды); ПОТОМУ ЧТО НАСЫТЯТСЯ.
Алчущие и жаждущие правды – люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) – хлеба и жаждущие – воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.
Пятая заповедь
БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ.
Милостивые – люди, имеющие доброе сердце – милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.
Шестая заповедь
БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ БОГА УВИДЯТ.
Чистые сердцем – люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.
Седьмая заповедь
БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ БУДУТ НАРЕЧЕНЫ (названы) СЫНАМИ БОЖИИМИ.
Миротворцы – люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.
Восьмая заповедь
БЛАЖЕННЫ ИЗГНАННЫЕ ЗА ПРАВДУ, ПОТОМУ ЧТО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.
Изгнанные за правду – люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божьему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.
Девятая заповедь
БЛАЖЕННЫ ВЫ, КОГДА БУДУТ ПОНОСИТЬ ВАС И ГНАТЬ И ВСЯЧЕСКИ НЕПРАВЕДНО ЗЛОСЛОВИТЬ ЗА МЕНЯ. РАДУЙТЕСЬ И ВЕСЕЛИТЕСЬ ТОГДА, ПОТОМУ ЧТО ВЕЛИКА ВАША НАГРАДА НА НЕБЕСАХ.
Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.
О промысле Божием
Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы. “Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться”, сказал Спаситель. “Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам”.
О неосуждении ближнего
Иисус Христос не велел осуждать других людей. Он так сказал: “не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить (т. е. если вы будете снисходительны к поступкам других людей, то и Божий суд будет милостив к вам). И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего (т. е. всякого другого человека), а бревна в своем глазе не чувствуешь? (Это значит: зачем ты любишь подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочешь видеть и больших грехов и пороков?) Или, как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза (постарайся прежде всего исправить самого себя), и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего” (тогда сумеешь и в другом исправить грех, не оскорбляя, не унижая его).
О прощении ближнего
“Прощайте, и прощены будете”, сказал Иисус Христос. “Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”.
О любви к ближнему
Господь Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: “вы слышали, что сказано (вашими учителями – книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных”. Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники? “Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.
Общее правило обращения с ближними
Как мы должны обращаться с ближними своими всегда, при всяком случае, на это Иисус Христос дал нам такое правило: “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы, конечно, хотим, чтобы все люди любили нас” делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними”. (Не делайте другим того, чего себе не желаете).
О силе молитвы
Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы. Иисус Христос так сказал об этом: “просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него”.
О милостыне
Всякое доброе дело мы должны делать не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал: “Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром, которое ты сделал, забудь о нем), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное (т. е. все, что на душе твоей и ради чего ты все это делаешь), воздаст тебе явно” – если не сейчас, то при последнем суде Своем.
О необходимoсти добрых дел
Чтобы люди знали, что для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: “не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! – войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю (заповеди) Отца Моего Небесного”, то есть мало быть только верующим и богомольным, но надо еще совершать те добрые дела, который Господь требует от нас. Когда Иисус Христос окончил проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошел с горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию Своему, совершал великие чудеса.
При подготовке материала использовались следующие труды:
“Закон Божий”, протоирей Серафим Слободской