Таинство Елеосвящения
Таинство нашей веры, о котором сегодня пойдёт речь, называется Елеосвящением. В Елеосвящении при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Елеосвящение — одно из семи благодатных Таинств Православной Церкви. Оно преподаётся всем болящим и страждущим людям. Как и прочие церковные Таинства, Елеосвящение было установлено Самим Господом Иисусом Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка, призвав двенадцать учеников, «начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк., 6; 7, 12).
О Таинстве Елеосвящения говорится также в послании святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас? пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
По уставу Церкви Елеосвящение совершается соборно семью священниками, отсюда и второе, весьма распространённое название этого Таинства — Соборование.
Удалено Современное чинопоследование Елеосвящения состоит из семикратного чтения Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. После каждого чтения священники помазывают соборующимся лицо, грудь и руки.
Елей знаменует в таинстве милость Божию и сострадание, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя. Кроме вина и масла, верующие приносят с собой для совершения Таинства зёрна пшеницы или пшена. Зёрна символизируют начало жизни, а по смерти тела — воскресение.
Соборование совершается над людьми, страдающими не только от телесных, но и от душевных недугов, находящимися в скорби и унынии. Духовное значение Таинства Елеосвящения состоит в исцелении от болезней и прощении грехов. «Таинство Соборования многих безнадёжно больных воздвигало от одра; кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи…» — говорил преподобный Амвросий Оптинский (Преподобный Амвросий Оптинский. Советы супругам и родителям. В болезни. Соборование необходимо).
По учению Церкви, причина всех болезней коренится в общей повреждённости и греховности человеческой природы. После грехопадения люди утратили бессмертие. По словам святителя Григория Богослова, человек «облёкся в кожаные ризы — тяжёлую плоть…» (Григорий Богослов. Творения в 2-х томах. Т. 2, стр. 34). Грех, как некий дьявольский яд, вошёл в его естество, осквернил и отравил его. Человек стал подвержен болезням и смерти.
Спаситель, обращаясь к исцеленному Им человеку, прямо указал на источник его болезни: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». (Иоан.5:14).
Но иногда Бог посылает болезни для испытания и совершенствования веры человека. Такими были болезни ветхозаветного Иова Многострадального и евангельского слепца, о котором Сам Господь говорил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин., 9, 3).
Каждый, кто приступает к Соборованию, должен принять одну важную истину: подлинное исцеление человека состоит не во временном восстановлении его физического здоровья, а в изменении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель таинства — в изменении самого понимания страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворённых Им в победу.
В Таинстве Елеосвящения больному подаётся благодатное утешение, а болезнь человека становится спасительным и целительным средством от духовной смерти. Если мы со смирением принимаем ниспосланную Богом болезнь и безропотно переживаем её, мы приобщается страданиям Христовым и, подобно Спасителю, духовно воскресаем для новой жизни.