Таинство Миропомазания
Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
2 Кор. 1:21-22
Таинство нашей веры, о котором сегодня пойдёт речь, называется Миропомазанием. В этом Таинстве при помазании освящённым миром во имя Духа Святого человеку подаются благодатные дары, укрепляющие его в жизни духовной. О благодатных дарах Святого Духа сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Ин. 7, 38-39).
На протяжении своей многовековой истории Православная Церковь исповедовала одну простую и непреложную истину: ни один человек не может жить праведно и наследовать вечную блаженную жизнь без помощи Божией. Сам Господь сказал: «Без Меня не можете творить ничего». Чтобы достичь духовного совершенства, человеку необходимы благодатные дары Святого Духа. Эти дары подаются людям во всех церковных Таинствах. И одним из них является Таинство Миропомазания. Оно совершается вслед за Таинством Крещения — один раз в жизни. Как и все Таинства Церкви Христовой, Миропомазание имеет Божественное установление. В древней Церкви святые апостолы совершали его через возложение рук. По мере умножения верующих в конце первого века Таинство стало совершаться через помазание святым миром. Святое миро приготавливалось из елея (масла) и благовонных веществ. Освящали его сами апостолы и их преемники — епископы. Со временем, по мере умножения верующих, с благословения епископов миропомазание стали совершать священники. По традиции в Русской Православной Церкви святое миро — оливковое масло с примесью разных ароматов — варится на Страстной седмице в особой мироварнице. Она находится в Донском монастыре города Москвы. Освящается миро в Великий Четверг предстоятелем Церкви, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и рассылается по епархиям и приходам. При совершении Миропомазания после чтения особой молитвы у новокрещёного крестообразно помазываются святым миром лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки и ноги. При каждом помазании священник произносит тайносовершительные слова: «Печать дара Духа Святаго», а крещёный и восприемники отвечают «Аминь», что означает «Истинно». Помазывание лба означает освящение ума и мыслей человека; груди — освящение сердца и желаний; глаз, ушей, ноздрей и уст —освящение чувств; рук и ног — освящение дел и всего поведения человека. Это священнодействие символично сравнивают с запечатыванием сосудов, наполненных драгоценным миром: христианин должен навсегда оставаться вместилищем благодати Божией и жилищем Святого Духа. Об этом писал ещё апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии». Таинство Миропомазания называют ещё «Пятидесятницей (Сошествием Святого Духа) каждого христианина». Апостолы, посланные Спасителем проповедовать Святое Евангелие, получили от Господа благодатный дар исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мёртвых. Явившись ученикам вскоре после Своего Воскресения, Христос даровал им власть прощать грехи. Он дунул и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». И только в день Пятидесятницы, ниспослав на учеников Духа Святого в виде «огненных языков», Господь наделил их всей полнотой даров благодати, необходимой для жизни Церкви. Подобно апостолам христианин, получивший в Таинстве Крещения оставление грехов, обновление жизни и рождение в жизнь вечную, в Таинстве Миропомазания обретает полноту даров благодати Святого Духа. Среди неисчислимых даров Духа Святого наивысший — христианская любовь. Посредством Таинства Миропомазания в душе христианина насаждается Божественная любовь, а вместе с ней — «радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»…
Цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа.
Преподобный Серафим Саровский