КРАТКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИСПОВЕДИ ПО ПЛАНУ ДЕСЯТИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ:
1. «Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов кроме Меня» (Исх. 20:2-3)
Против первой заповеди грешат те. кто от всего сердца и от всей души не любит Бога; кто не старается познать истину Святой православной веры; кто регулярно не молится Богу; кто во время молитвы рассеивается умом; кто не надеется на Бога, но надеется на свое богатство, на могущественных друзей и т.п. Первая заповедь учит избегать и не впадать в безбожие, многобожие, волшебство, гадание и астрологию, суеверие, не-православные еретические и раскольнические псевдо-церковные образования, секты.
Подумай: действительно ли ты не любишь никого и ничего столько, как Бога, никого более Бога не чтишь и не слушаешь; относишься ли к Богу с полным доверием, не роптал ли никогда на Бога?
2. «Не сотвори себе кумира и всякого подобия того, что на небе, вверху, или на земле, внизу, или того, что в воде, под землей. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я – Господь Бог твой.» (Исход 20; 4-5) Ко второй заповеди также относятся слова Спасителя: «Господу Богу Твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Второзак. 6:13; Мф. 4:10)
Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам или человекам как Богу. Так же запрещает суеверие, сребролюбие, сластолюбие. Так же, вторая заповедь предписывает нам поклоняться и чествовать Бога – «Троицу Святую во Едином Существе», т.е. Единого в трех Лицах; Его Святых угодников, т.е., тех людей, кто своей жизнью прославляли Бога и которых, по смерти их, Бог прославил – нам в назидание и как пример; ну и, конечно, Ту, благодаря вере и жизни Которой произошло Боговоплощение, Матерь Божию, Пресвятую Пречистую Деву Марию. Поклоняемся и молимся Богу, Божией Матери и Св. угодникам мы в храме Божием и дома. Для молитвы мы используем св. иконы – художественное изображение Святых, через которое мы обращаемся к Первообразу – тому, кто на иконе изображен (подобно тому, как мы используем фотографии наших близких)
Вопросы по второй заповеди: Не служишь ли ты более мамоне, чем Богу? Своему чреву, своему самолюбию, своей гордости, любостяжанию, объядению, пьянству, сильным мира сего до забвения Бога и т.д.?
3. «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7)
Третья заповедь запрещает употреблять имя Божие напрасно; очень грешно (т.е., неправильно, плохо для самого человека, даже разрушительно в духовном отношении) говорить без уважения о Боге, о православной вере, о Святой Церкви; нарушать присягу; неисполнять обеты; просить от Бога чего-нибудь непристойного. Имя Божие можно употреблять только в молитвах, в научении Закону Божию других людей, в благочестивых целях объяснения истин веры, да и то с великим благоговением и осторожностью.
А ты не употребляешь ли Имя Божие часто в шуточных разговорах и вообще без всякого благоговения? Не осеняешь ли себя крестным знамением безо всякой мысли о распятом за нас Господе, кое-как и иногда шутя? Не молишься ли Богу одними устами — холодно, рассеянно, а не сердцем и всею душою?
4. «Помни день субботний (т.е. день Господень), чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них все дела твои, а день седьмой… – Господу Богу твоему» (Исх. 20:8-10)
Четвертая заповедь повелевает во все воскресные и праздничные дни, оставив свои дела и работы, приходить в церковь, слушать, читать поучения духовные, и в дому поучаться, и наставлять детей своих и домашних о Законе Божием, и стараться, беречься, как дни обычные, так, особенно, праздничные и воскресные дни опорочить какими-нибудь безчестными делами и занятиями, а особенно пьянством, многосмотрением телевизора, компьютера, срамными и постыдными развлечениями.
Вопросы по четвертой заповеди: Как ты проводишь воскресные и праздничные дни? Не имеешь ли привычки работать по праздникам? Но в праздничные дни мало того, что не надо работать, а и проводить их следует в святости, в богомыслии, в чтении слова Божия и духовных книг, в молитве, в творении милостыни, в посещениях больных и облегчении их участи и т.п. Наблюдаешь ли за этим?
5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12)
В пятой заповеди Господь Бог заповедует нам почитать и повиноваться нашим родителям, а также духовным пастырям нашим (Блаженнейшему Митрополиту, епархиальному архиерею, нашему приходскому священнику, духовному отцу нашему…), правителям гражданским (если их распоряжения, и в том, в чем их распоряжения не противоречат нашей христианской совести, Заповедям Божиим, Святой Православной вере и Церкви; нашим обязанностям как православных христиан) Также учит Господь в этой заповеди уважать и почитать старших по возрасту, начальствующих.
Обязанности родителей и детей.
Родители должны воспитывать своих детей в Святой Православной вере, учить их Закону Божию, учить их молиться, помнить все время о Боге, приучать их с малых лет к трудолюбию, заботе о доме, хозяйстве, семье, учить их честному обхождению с людьми, беречь их, остерегать их от плохих друзей и знакомых, тем более самим при них ничего не говорить и не делать соблазнительного, стараться воспитывать их больше любовью и кротостью, чем строгостью.
А дети должны ролителей своих любить, почитать, быть им послушными, во время старости же их кормить их, содержать и заботиться о них, и таким образом, отдавать им сыновий долг любви и благодарности.
Обязанности мужа и жены.
Муж должен жену свою любить, ласково с ней поступать, заботиться о ней, а в общем хозяйстве и в воспитании детей иметь ее верной своей помощницей. А жена должна любить и почитать своего мужа, заботиться о нем и помогать ему; а оба они должны хранить в непорочности верность своего ложа.
Обязанности всякаго человека по отношению всех людей вообще.
Всякий человек обязан любить своих ближних, со всеми обходиться ласково, учтиво, уважительно, снисходительно: алчущего и голодного – накормить, нагого – одеть, больного – посетить, согрешающего – отвести от греха, невежду – наставить в законе, подать добрый совет; и о спасении всякого молиться милосердному Богу.
Вопросы по пятой заповеди: Здесь припомни всю твою семейную жизнь с родителями, братьями, детьми, затем перейди к общественной и церковной жизни, насколько ты исправен в исполнении обязанностей, предан духовным отцам, в отношении к крестному отцу и матери и своим крестникам исполняешь ли свои обязанности? Широка эта заповедь. Не виновен ли ты в чем против нее?
6. «Не убивай» (Исх. 20:13)
В шестой заповеди Бог требует ,чтобы мы не делали никому никакой обиды, ни сами, ни через других; ни делом, ни словом, ни даже мыслью; но, более того, оберегали друг друга от всякого вреда. Поэтому очень грешно перед Богом умертвить каким-нибудь образом человека или дать совет об этом, или помощь, или допустить убийство или вред; например. знать, что кто-то имеет вредный, опасный умысел – и не предотвратить беду, сообщив об этом; скрывать у себя воров; продавать наркотики или помогать продающим наркотики; видеть драку и не разнимать; видеть пожар и не потушить; видеть погибающего и не помочь; или бедному и больному ничем не помочь.
Эта заповедь также запрещает строго лишать себя самого жизни, и, более того, повелевает беречь свое здоровье как драгоценный дар Божий; запрещает аборты и употребление контрацептивов абортивного действия.
Кроме того, запрещается клевета, осуждение, ненависть и презрение к другим людям. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек страдает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и уже больной все же идет на работу; ты мог бы помочь ему, но не помог, и он от перенапряжения умер. Кто его убийца? По закону совести и ты виновен в его смерти. Ты должен был, если не сам, то через людей помочь ему — и он жил бы еще. Итак, если ты не оказал сострадания несчастному, не утешил печальных, не помог ближнему, не наставил на путь истины и добра заблуждающихся, не отвратил от соблазна, а, может быть, и сам погубил чью-либо душу грехом соблазна, то ты без сомнения, к великому несчастью, виновен и против 6-й заповеди закона Божия, запрещающей убийство. Можешь ли сказать, что ты не согрешил против нее?
7. «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14)
Седьмая заповедь запрещает блуд, прелюбодеяние и всякую греховную плотскую нечистоту, а также все то, что приводит к ним, а именно: пьянство, праздность (леность, ничегонеделание); сквернословие и ругань, бесстыдные танцы, пляски, игрища, песни, срамные и дурные журналы и книги, бесстыдные и срамные картинки и зрелища по телевизору, компьютеру, в театре, и т.п. Не виновен ли ты в этом?
8. «Не укради» (Исх. 20:15)
В восьмой заповеди Бог требует ,чтобы мы ни тайно, ни явно ни у кого ничего не отнимали, найденной вещи не утаивали, чужого имущества не присваивали, при продаже и обмене никого не обманывали, у работников платы не удерживали, под проценты бедным и неимущим деньги не давали, денег государственных, церковных и ни чьих не крали и не утаивали. А для этого следует избегать праздности, ленивства и ничегонеделания. Следует быть трудолюбивым, так как только благодаря честному труду не только можно содержать в довольстве себя и своих близких, но и помогать бедным. Кроме того, всякий обман, подлог, утайка — тоже воровство. Скажу более, к разряду воров должны быть причислены и все, кто так или иначе не желает работать и живет на чужой счет, тунеядцы, люди, промышляющие разной легкой наживой, немилосердные, скупые всех родов и видов, расточительные домохозяева, разоряющие через то свои семьи и т.д. Не виновен ли ты в этом?
9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16)
В девятой заповеди Бог запрещает нам ложно свидетельствовать на другого, ложно доносить, клеветать, бесчестить, насмехаться, осуждать, сплетничать, чужие слова худо толковать. В общем, избегать всякой лжи и обмана, сплетен и пересудов.
10. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Исх. 20:17)
В десятой заповеди Бог запрещает нам завидовать другим людям. Мы не только ничего плохого другому не должны делать, но даже и думать не можем о том. Не должны мы и в душе другому человеку ничего плохого и злого не желать, ибо от плохих мыслей и желаний очень легко могут последовать и плохие и злые дела.
Вообще же мы должны поступать по христианскому долгу, так, как повелевает и требует от нас Господь Иисус Христос и Его Святая Православная Церковь. Поэтому и должны мы непрестанно молить Бога, чтобы нам от Церкви Православной никогда не отступать, а удаляться от всякой ереси (лжеучений) и всякого раскола, которые дерзко и ложно толкуют смысл Святого Писания, противно учению апостольскому, хранящемуся в Святой Православной Церкви.
Дополнительные вопросы к исповеди по плану евангельских заповедей и девяти церковных заповедей(по изданию: “В помощь кающимся. Пособие к исповеди (для священнослужителей и исповедующихся)”)
- Стараетесь ли воспитывать в себе чувство смирения, сознание собственного недостоинства?
- Скорбите и жалеете ли о своих грехах и слабостях?
- В обращении с ближними всегда ли были и стараетесь быть кроткими?
- Стремитесь ли вы вести праведную и святую жизнь?
- Внимателен ли к нуждам ближних? Считаешь ли себя обязанным помогать нуждающимся, утешать печальных, посещать больных, вразумлять неразумных и вообще быть ко всем милосердными?
- О чистоте сердца прилагаешь ли старание? Не питаешь ли в сердце зависти и дурных пожеланий?
- Заботишся ли об умиротворении враждующих?
- Готовы ли претерпеть за правду хотя бы легкие скорби?
- Любишь ли ты Господа Иисуса настолько, чтобы за Него идти даже на смерть?
- Молишься ли ты Богу утром и вечером с сокрушением и умилением сердца, без холодности, без равнодушия, без рассеянности, но как бы стоя лицом к лицу пред Престолом Божиим? Ходишь ли ты для молитвы в воскресные и праздничные дни в храм Божий — место особенного благодатного присутствия Божия?
- Постишься ли по уставу Церкви? Соединяешь ли пост телесный с духовным, т.е. с обузданием страстей, с воздержанием от дурных привычек?
- Уважаешь ли пастырей Церкви, как слуг Христовых? Просишь ли их советов относительно направления твоей жизни на путь спасения?
- Часто ли приступаешь к святым таинствам Покаяния и Причащения? С достойным ли приготовлением пользуешься этими спасительными средствами? Полагаешь ли начало исправления жизни после принятия этих таинств?
- Не увлекался ли сочинениями, враждебными слову Божию и учению Церкви?
- Молишься ли за всех православных христиан, как живых, так и умерших?
- Принимаешь ли сердечное участие в молитвах Церкви?
- Не удерживал ли, не утаивал или похищал ли ты что-либо принадлежащее церкви?
- Не посещал ли нескромных увеселительных обществ, которые пробуждают нецеломудренные мысли и чувства? Особенно же не был ли в этих увеселительных местах накануне воскресных и праздничных дней, каковые должно освящать молитвою и делами благотворения?